Объявление
Наши растения продаются только в Москве в магазине "Дом Фиалки" на ул. Пятницкая!
График работы магазина:
Пн-Пт: с 10:00 до 20:00
Сб-Вс: с 11:00 до 19:00
|
Наши коллекционеры
Мы в соцсетях!
 |
Галерея сортов отечественной селекции! |
|
Архипов Е.
Посланники небес. Журнал "Узамбарская фиалка" № 2 2005г.
Необычный узор листьев этих растений, несколько напоминающий рисунок эписций и фиттоний, ставит их в особое положение среди других пестролистных растений. Как упавшие с неба драгоценности, они разбросаны по земле от Азии до Южной Америки.
География так называемых драгоценных орхидей чрезвычайно широка: Китай, Индия, Япония (холодоустойчивые формы), Бразилия (листопадные формы), Вьетнам. Распространены они и на островных территориях — в Индонезии, Новой Зеландии, Новой Гвинее. Простые формы растут и у нас (орхидея Goodyera repens встречается даже в Московской области).
В ареалах этих растений есть свои загадки. Так, после войны во Вьетнаме исчез анектохилюс Роксбурга (Anoectochilus roxburghii), и лишь недавно пропавший вид был найден вновь. В Японии некоторые декоративные виды «парчовых» орхидей (именно так их именуют в Стране восходящего солнца) исчезали на столетия, но потом их снова обнаруживали в природе и возобновляли в культуре. Хеиростилес (Cheiroslyles), или «серая мышь», был найден в горных районах Пейлона, однако впоследствии исчез и в местах обитания не встречался.
Это свойство делает коллекции драгоценных орхидей неповторимыми и единственными. Заслуга отечественных энтузиастов заключается в том, что в России сохранены особо декоративные разновидности, завезенные в нашу страну двадцать лет назад и уже не существующие в природе.
Когда смотришь на эти растения, кажется, что орнамент их листьев о чем-то рассказывает, как будто просит, чтобы его разгадали. Жилкование листа орхидеи макодес (Macodes) напоминает яванскую азбуку. А узор листьев представителей рода анектохилюс порой очень походит на строки арабской вязи, восхваляющие величие Бога во всех проявлениях.
На каком же языке будущего или, быть может, прошлого начертаны эти манускрипты, эти послания небес? Рисунок листьев драгоценных орхидей зачаровывает, на растения можно любоваться часами. Они даже способны излечивать болезни.
Заинтересовавшись этими растениями еще двадцать лет назад, я обратил внимание, что покупательский спрос на них очень невысок. Приобретали их, главным образом, незаурядные, «отмеченные свыше», люди. В самом деле, выращивать их удается далеко не каждому. Многие, купив неприхотливое на первый взгляд растение (ну, чем не традесканция?), не смогли его вырастить и, отчаявшись, выбросили в мусорное ведро. И только избранные одиночки внимательно наблюдали за изысканными растениями, стараясь вникнуть в их утонченную сущность, постичь сложный характер этих орхидей. «Заболев» ими однажды, они готовы были ехать куда угодно, хоть на край света, чтобы пополнить свои коллекции.
Драгоценные орхидеи — растения загадочные во всем, начиная с того, что они буквально преображаются, если за ними хорошо ухаживать. В природе их порой трудно заметить среди опавших листьев: они запачканы не отмывающейся грязью, изъедены вредителями, и чудесного рисунка почти не видно. Через годы кропотливого выращивания растения преображаются, подобно тому, как начинает сверкать гранями драгоценный камень в руках ювелира. С каждым появляющимся листом открывается новый, более сложный, благородный рисунок.
Необычность этих растений заключается в том, что для них трудно подобрать оптимальные условия содержания. В природе, например во Вьетнаме, они выдерживают достаточно высокие температуры. А в условиях комнатной культуры с трудом выносят 26-27°С и гибнут от грибных заболеваний. Возможно, в естественных условиях они живут в симбиозе с микоризными грибами, что позволяет им нормально существовать в темноте под пологом леса, среди опавших листьев и мха. Неясно, почему драгоценные орхидеи столь восприимчивы к гнилям, вызываемым фитопатогенными грибами, ведь из этих растений выделены самые сильные фунгициды.
Самыми известные представители драгоценных орхидей — гемария (Haemaria), макодес, доссиния (Dossinia), анектохилюс, гудиера (Coodyera), зеуксине (Zeuxine). Систематики относят их к подтрибе Эритродесовых семейства Орхидных.
В СССР основной поток завозимых видов шел из Вьетнама. В силу сложившейся в мире политической обстановки до европейских стран, а тем более до США, эти растения практически не доходили. Но даже в тех редких случаях, когда орхидеи попадали в Европу, из-за сложности в культуре они там сохранялись недолго, в связи с чем систематика их оказалась недоработанной. Определение точного систематического положения того или иного вида осложнялось обилием гибридов(в природе эти орхидеи свободно скрещиваются между собой, давая в потомстве растения с листьями самых разнообразных рисунков и окрасок). Кроме того, растения часто изучали по гербарным образцам, которые по внешнему виду были весьма далеки от природных аналогов.
Форма анектохилюса Роксбурга с самой широкой полосой по центру листа, полученная Н.А. Берсеневым, была отмечена на выставке в Японии под условным названием «Смирнов»
Названия привезенных орхидей (если они вообще имелись) путали друг с другом или просто теряли. Необходимость заставляла придумывать условные имена, давать «коммерческие» названия. Так, например, одному из гибридов анектохилюса Роксбурга, до сих пор выращиваемому любителями, известный коллекционер В.А. Михеев дал имя 'Санлайт'. Определить растения до вида было практически невозможно из-за огромного количества разновидностей, и любителям приходилось различать растения по фотографиям.
История драгоценных орхидей в России началась еще во времена Э.Л. Регеля, директора Санкт-Петербургского ботанического сада с 1855 по 1892 г., который упоминал их в своих книгах.
В СССР развитие культуры этих растений неотделимо связано с именем Николая Александровича Берсенева. Благодаря ему драгоценные орхидеи завоевали популярность среди ценителей редкостей, он разработал основы их агротехники в любительских условиях, собрал уникальную коллекцию, удостоенную мировых наград. Именно его трудами драгоценные орхидеи в России сохранились до наших дней. Выращенные им растения, достигавшие 30-50 см в высоту и отличавшиеся выразительным рисунком листа, выглядели значительно эффектнее, чем природные экземпляры.
Несколько раз в год Н.А. Берсенев ездил в отдаленные места Подмосковья, собирая особый незагрязненный мох-сфагнум. Растения он сажал в стеклянные коробки, на дно которых насыпал кусочки пенопласта, выше—земляную многокомпонентную смесь (сосновая хвоя, грунт из-под ольхи, древесный уголь и др.). Благодаря непрерывному фитильному подъему воды, растущий сверху живой мох создавал в тепличках высокую влажность воздуха, формируя особый микроклимат. Емкости с растениями располагались на полу, что оберегало их в летние жаркие месяцы от перегрева. При 12-часовом освещении растения быстро развивались, были компактными, с толстым стеблем, плотными листьями и никогда не болели. Среди цветоводов Н.А. Берсеневу нет и не было равных по качеству выращенных орхидей.
Литературы, освещающей содержание драгоценных орхидей в домашних условиях, очень немного, к тому же, для начинающих любителей информации в ней маловато. Зарубежные издания вообще практически игнорируют эти растения (за исключением гемарий). Между тем, их тайна заключается именно в секретах их выращивания. В природе различные виды орхидей приурочены к разным экологическим условиям — тропическим лесам, болотистым местам, склонам оврагов или гор, некоторые растут в густой тени, другие— на открытых местах под прямыми лучами солнца. Так же и в комнатных условиях: растения, часто внешне похожие друг на друга, требуют различной освещенности, влажности, температуры. Так, гемарии во влажных жарких теплицах чувствуют себя хуже, чем на подоконниках. Гудиера растет при невысокой освещенности, но предпочитает пониженные температуры. Почва, мхи, микоризообразуюшие грибы в местах произрастания различных орхидей также специфичны. Вполне вероятно, что именно этим объясняется тот факт, что в природе семена орхидей прорастают легко, а в культуре получить сеянцы можно только в лабораторных условиях.
Нет никаких сомнений, что успешно выращивать драгоценные орхидеи можно только в живом сфагнуме. Н.А. Берсенев погружал мох в горячую воду (42°), избавляясь таким образом от улиток. Однако за лето мох из- растался и приходилось проводить сложную и утомительную процедуру по его замене. Но благодаря использованию живого мха, достигали главного: субстрат не имел слишком кислой реакции и не содержал патогенных грибов родов Fusarium и Botrytis. В грунт также добавлялись листья бука.
Безусловно, гордостью коллекции Н.А.Берсенева были гибридные анектохилюсы (A. Regalisiix A. rохburghii). Таких удивительно красивых растений с листьями, сплошь покрытыми густой золотисто-белой сеткой разных оттенков, было не более двадцати. Очень эффектно выглядели также зеленые, сверкаюшие жилками, листья орхидеи макодес, а также нежно-зеленые листья светлых разновидностей анектохилюсов. Среди последних особой изысканностью отличалась орхидея с яркой чисто-белой полосой по центру зеленого листа, которую Н.А.Берсенев называл «пауком». Великолепно смотрелись серебристые листья хеиростилеса и темно-кофейные—доссинии. Гемарии разнообразили коллекцию бархатной листвой с неповторимым узором. К сожалению, далеко не все красивые разновидности удалось сохранить до наших дней или хотя бы запечатлеть на фотографиях.
Рассказывая о драгоценных орхидеях, необходимо упомянуть о «супердрагоценностях», о которых рассказывает в своей книге И.В. Белицкий («Орхидеи», Москва, ACT, Астрель, 2001). На самом деле, речь идет о японских видах. Они значительно уступают по красоте вьетнамским орхидеям. Рисунок листа у них однотипен и представляет собой невыразительную редкую сетку жилок и белых полос, расположенных как бы лоскутками вдоль листа. По внешнему виду эти орхидеи напоминают скорее пестролистные пеперомии и отличаются холодолюбивостью. Некоторые из них не выдерживают температуру выше 12-15° и в обычных домашних условиях долго не живут. Поэтому японцы снова и снова от правляются в места естественного обитания орхидей, чтобы найти замену погибшим экземплярам. Редкие виды выставляют на аукцион, где их иена доходит до 1000 долларов США.
Несмотря на то, что семенное размножение драгоценных орхидей — дело очень не простое, получение сеянцев и дальнейшая работа по гибридизации очень перспективна. У выведенных В.А. Михеевым анектомарий (анектохилюс х гемария) листья отличаются очень красивым перламутрово-розовым отливом. Наиболее декоративные разновидности анектохилюса Роксбурга были отобраны Н.А. Берсеневым. Сегодня в США существует фирма, занимающаяся селекцией и разведением гибридных орхидей анектомарий, макомарий (макодес х гемария) и доссинемарий (доссиния х гемария). Благодаря новым современным методам селекции, в будущем, возможно, удастся получить необыкновенные по красоте сорта и разновидности.
Выращивание драгоценных орхидей —чрезвычайно увлекательное занятие. Массовому распространению этих растений среди цветоводов-любителей препятствует необходимость поддержания высокой влажности воздуха при их выращивании. Хотя многие энтузиасты вполне успешно справляются с трудностями и содержат своих питомцев в обычных условиях квартиры. Представляется вполне вероятным, что когда-нибудь все препятствия, стоящие на пути тех, кто хотел бы завести коллекцию драгоценных орхидей, будут преодолены, и каждый сможет приобрести их в ближайшем цветочном магазине. Но сохранят ли тогда эти растения свое великолепие, обаяние и неповторимость?
Фото Калгина В.
|
Узамбарская Фиалка
Фиалочный мир
|