Милехин И.
Петрокосмея - бабочка на камне. Журнал "Узамбарская фиалка" № 5 2012г.
В семействе геснериевые есть роды, которые до сих пор остаются практически неизвестными широкому кругу цветоводов, и даже в крупных коллекциях представлены лишь отдельными видами. Но я просто уверен, что они достойны большего внимания благодаря своему необычному облику, легкости содержания, да и в конце концов, фантастической красоте!
Все сказанное выше в полной мере относится к петрокосмеям (Petrocosmea).
Этот род был открыт в 1877 г. доктором Огастином Генри, а описан десятилетием позже профессором ботаники лондонского университетского колледжа Дэниелом Оливером. В природе представители этого небольшого рода (всего 27 видов) произрастают в западном Китае, северо-восточной Индии, Таиланде, Южном Вьетнаме и Мьянме. Петрокосмеи (иногда можно встретить синоним ваниотия, Vaniotia) - вечнозеленые травы с укороченным стеблем и прикорневой розеткой листьев. Чаще всего они растут на известняковых скалах на высоте от 300 до 3100м над уровнем моря. Латинское название рода происходит от греческих слов petros - скала, камень и kosmos, kosmea - красота, украшение, таким образом, его можно перевести как «украшающая камни». А в Китае петрокосмеи известны как «shi hu die shu», что значит «бабочка на камне».
Внешний их облик действительно необычен. Чаще всего они представляют собой плотную многоярусную прикорневую розетку листьев, которые расположены в геометрически правильном порядке. Часто листья бывают густо опушены, что связано с их высокогорным местообитанием. Именно розетка и листья придают петрокосмеям декоративность.
Листья по форме могут быть округлыми, сердцевидными, удлиненными или наоборот расширенными, у некоторых видов они слабо опушены, но имеют при этом красивую глянцевую поверхность и узор. Цветки очень хорошо гармонируют с общим обликом этих небольших растений белые, сиреневые или голубые, на невысоких цветоносах, они больше всего напоминают цветки видовых сенполий. Чаще всего цветонос несет только один цветок, но у некоторых видов их количество может доходить до 10.
Меня эти растения очаровали сразу, как только я впервые познакомился с ними. Возможно, причиной тому их миниатюрность или удивительная, ни с чем не сравнимая симметрия розетки. Когда мне удалось раздобыть несколько первых черенков, я посадил их в легкую смесь, как обычно поступаю с мини-сенполиями. Детки (это была Р. forrestii) появились на удивление быстро и сразу начали формировать крошечные аккуратные розетки. Первые успехи прибавили оптимизма, и мне показалось, что с выращиванием петрокосмей проблем не будет. Однако после появления деток прошло еще очень много времени, прежде чем розетки достигли достаточного для рассаживания размера. П. форрести - один из самых мелких видов этого рода, поэтому для посадки деток я использовал самые маленькие горшки - 5 см в диаметре. Прошло еще много месяцев, прежде чем внешние листья «перешли» за край горшочков, а розетки приобрели тот самый, пленивший меня, вид, но цветения все не наступал.
Только потом я узнал, что цветут петрокосмеи в разное время года, и никаких специальных усилий для этого прилагать не нужно, однако в этом есть хоть небольшой, но недостаток: «заставить» растение зацвести к определенному сроку, например, к выставке, практически невозможно.
Впервые петрокосмея форрести зацвела у меня лишь через несколько лет трогательными сиреневыми цветками с белым горлом и ярко-желтым пятном на нижних лепестках. К сожалению, вскоре после цветения она погибла.
Неудача только разожгла мой интерес к своенравным и не до конца понятым растениям. К этому времени в тепличках уже обитали листья нескольких новых видов петрокосмей, так что вооружившись литературой и материалами Интернета, я погрузился в поиски информации, чтобы лучше понять их требования. Вот тогда-то я узнал о высокогорном происхождении этих «бабочек», и стало ясно, что кислая почва, в которой так хорошо растут сенполии, для петрокосмей не подходит. В природных условиях на известняковых скалах они привыкли к щелочному субстрату, поэтому в культуре требуют добавления в почву извести или доломитовой муки. Их тонкие поверхностные корни плохо осваивают слишком большой объем почвы, который иногда им дают «на вырост», поэтому растения лучше чувствуют себя в небольших горшках с высоким дренажем из камней или гравия. Крупные частицы перлита или вермикулита, немного гравия также можно добавить в грунт для лучшей его воздохопроницаемости.
Чем выше в горах расположено место естественного произрастания диких видов, тем прохладнее должно быть их содержание. Возможно, незнание этой особенности агротехники тоже было причиной неудачи с первыми петрокосмеями, ведь я выращивал их на подогреваемых полках вместе с сенполиями. Особое внимание на соблюдение температурного режима следует обратить зимой, и хотя ярко выраженного периода покоя у петрокосмей нет, в это время лучше сократить полив и подкормки и содержать растения при температуре не выше 18°С.
Помимо описанного способа размножения листовым черенком, для петрокосмей подходят и все другие применимые к геснериевым приемы: отделение пасынков, разделение розеток, посев семян. Последний способ позволяет быстро размножить природные виды, а используя скрещивание, получить сорта с необычными интересными признаками.
Я очень надеюсь, что петрокосмей постепенно раскроют любителям редких геснериевых свои секреты. И хотя маловероятно, что они займут место среди самых популярных комнатных растений, но верных поклонников приобретут обязательно.
Виды петрокосмей, распространенные в коллекциях:
Р. barbata, Р. begomifolia, Р. cavaleriei, Р. duclouxii, Р. flaccida, Р. formosa, Р. forrestii, Р. kerrii, Р. mengLingensis, Р. minor, Р. nervosa, Р. parryorum, Р. rosettiifolia, Р. sericea, Р. vittatal, Р. yumebutoi
Фото автора